15 Ноя 2017

Фольклорно-этнографическая школа «Уральские узоры»

Автор:

Фольклорно-этнографическая школа «Уральские узоры» была создана на базе клуба по месту жительства «Ассоль» Центра развития творчества детей и юношества «Радость» в 1998 году.
Отвечая требованиям времени, коллектив преобразовывался, расширялся, постепенно интегрируясь в образовательный процесс базовых школ № 6 и № 25.
В 2010 году коллективу было присвоено звание «Образцовый детский коллектив».
В 2013 году коллектив отметил свое 15-летие.
ФЭШ сегодня — это сплочённый коллектив детей и педагогов, составляющий целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребёнка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.
Образовательный процесс в комплексной структуре осуществляют компетентные педагоги.
Художественный руководитель коллектива — педагог первой категории Елена Александровна Бакалдина, она в коллективе со дня основания, является также концертмейстером и руководителем ансамбля ложкарей.
Большая роль в постановке номеров коллектива ФЭШ принадлежит его хореографу — Елене Николаевне Сакадиной, педагогу первой категории.
Музыкальный аранжировщик коллектива — руководитель ансамбля гармонистов Светлана Владимировна Соснина, педагог высшей категории.
Преподаватель вокала — Индира Рафаиловна Усманова, педагог первой категории.
Педагоги школы разработали комплексную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, целью которой является формирование социально-культурного опыта ребёнка средствами художественного образования и воспитания, изучение истоков традиционной русской народной культуры, региональных обычаев и традиций на основе слияния музыки, хореографии и песенного искусства в единый учебно-воспитательный процесс.
Программа рассчитана на 5-летний срок обучения
На занятиях в Фольклорно-этнографической школе «Уральские узоры» обучающиеся осваивают основы русского народного танца, обучаются игре на гармони, ложках, балалайке, занимаются народным пением, знакомятся с устным народным творчеством на занятиях по народоведению.
В группах 3–5 годов обучения совершенствование навыков обучающихся происходит в ансамблях гармонистов, ложкарей, народного танца, сводных ансамблях.

В 12 учебных группах ФЭШ занимается 148 обучающихся в возрасте от 7 до 16 лет.

Отличительная особенность программы по народному танцу: основной акцент в хореографической работе с детьми делается на освоение народной танцевальной культуры, национальных фольклорных традиций. Всё это совпадает с мироощущениями детей, делает творческий процесс ценным, интересным, понятным и близким по духу и восприятию. Ведётся углублённое изучение регионального компонента, что позволяет выделить культурные и социальные особенности уральского края.
Занятие состоит из трёх частей: разминка, экзерсис на середине зала, работа над этюдами и танцевальными номерами.
Каждая часть занятия представляет собой педагогическую ситуацию, направленную на решение определенных учебно-творческих задач.
В процессе обучения особое внимание уделяется характеру, манере и музыкальности исполнения как отдельных движений, так и танцевальных комбинаций. В основу обучения положен принцип «от простого к сложному», позволяющий из года в год совершенствовать технику исполнения, развивать эластичность и силу мышц, координацию движений в зависимости от физических возможностей и индивидуальных особенностей ребёнка.
Программа по обучению игре на гармони существенно отличается от всех существующих программ для оркестров баянов или русских народных инструментов. Она создана на основе социального заказа родителей, которые предпочли именно этот русский инструмент для изучения. Яркое звучание гармоник привлекает ребят, и им хочется изучать этот инструмент. Дети видят результат своей работы, так как наряду с индивидуальными занятиями в образовательный процесс включены групповые занятия в ансамбле, которые начинаются с первого года обучения. Обучающиеся исполняют несложные партии в общей партитуре художественного произведения.
Большинство обучающихся в объединении — мальчики. Сохранность контингента составляет 100%. Обучение направлено на создание ситуации успеха, для того чтобы ребенок, несмотря на все трудности, верил в свои силы: таким образом постоянно поддерживается его желание играть на инструменте.
В объединение принимаются все желающие на основе тестирования на наличие музыкального слуха и чувства ритма. Музыкальный материал подобран таким образом, что все теоретические знания ребята получают на занятиях в определенной последовательности и сразу закрепляют на практике.
Все навыки игры на инструменте (беглость пальцев, аккордовая техника, отточенность штрихов) отрабатываются систематически на занятиях с помощью специально составленного комплекса упражнений, основанных на пьесах репертуара. Таким образом, дети быстро приобретают необходимые навыки, что дает им возможность выступать на сцене с первых лет обучения. Каждому воспитаннику предоставляется возможность проявить творчески свою индивидуальность, добиться качественных результатов. На последних годах обучения педагог активно использует подбор по слуху, чтение нот с листа, прием импровизации, где обучающийся сам может досочинить партию или усложнить её.
Основной формой обучения игре на ложках является занятие, направленное на развитие музыкальных способностей и приобретение музыкально-ритмических навыков игры на шумовых музыкальных инструментах. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, идёт постепенное усложнение изучаемого материала.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
На первых занятиях необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники педагог использует на занятиях:
- пальчиковые игры;
- дидактические игры;
- игры с палочками;
- ритмические упражнения (народный фольклор: потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
- соревнования между подгруппами.
В работе с ансамблем используются технические средства обучения.
Подобрана фонотека с записью лучшей не только народной детской музыки, но и классической и современной, на основе которой подбирался репертуар ложкарей. А результат работы ансамбля ложкарей — это выступления, где ребята учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными.
Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области музыкально-исполнительского искусства, необходимых учащимся в их творческой деятельности.
В школе «Уральские узоры» ведётся предмет «народоведение». Решение поставленных в этом курсе задач предполагает построение системы занятий, обеспечивающей раскрытие перед ребенком на живом фольклорном и этнографическом материале миропонимания, выработанного предками. Ребята принимают активное участие в проведении народных праздников, краеведческой работе, проведении ключевых дел на основе народного земледельческого календаря, таких как «Покров», «Масленица», «Красная горка», Святки», «Рождественские посиделки».

Через вокальную деятельность происходит приобщение ребёнка к музыкальной культуре, а коллективное пение это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств.
В процессе пения дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, плясках и хороводах обязательно их гармоническое соединение. Благодаря этому жанровому слиянию педагогам удаётся сформировать у детей интерес к народному искусству.
Совместное творчество объединяет детей в процессе работы, что создаёт благоприятную обстановку в коллективе. Отношения между младшими и старшими обучающимися доброжелательные, более опытные ребята охотно помогают младшим в освоении партий ансамбля и принимают активное участие во всех коллективных делах коллектива.
Ребята вместе с педагогами занимаются активной пропагандой самобытных традиций Оренбургского казачества. Педагоги совместно с методистами разработали цикл тематических программ по возрождению национальных традиций русского казачества, в который включены концертные номера ФЭШ. На городском конкурсе методических материалов в 2015 году она стала дипломантом в своей номинации.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются: отчётные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях городского, областного и всероссийского уровней.

Постоянное обновление репертуара и использование его на высоком художественном уровне позволило коллективу ФЭШ «Уральские узоры» стать неоднократным Лауреатом областных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Наиболее значимыми победами коллектива стали следующие награды:
• Лауреат Международного детского и юношеского конкурса «Планета талантов» (Москва, 2013 и 2015)
• Лауреат XV Международного конкурса исполнителей инструментальной музыки (Новосибирск, 2013)
• Лауреат IX Международного фестиваля-конкурса национальных культур «Радуга дружбы» (Новосибирск, 2014)
• Лауреаты и серебряные призеры Всероссийского конкурса-фестиваля искусств «Город солнца» (Сочи, 2015)
• Лауреаты 58-го Международного фестиваля-конкурса детских, юношеских, молодёжных, взрослых творческих коллективов и исполнителей (2017)
За достигнутые успехи дети и руководители коллектива неоднократно награждались благодарственными письмами, дипломами. Педагоги ФЭШ принимают активное участие в концертной и конкурсной деятельности. В 2012 году коллектив после победы на Международном конкурсе в Москве был приглашен в Испанию. Выпускник коллектива Файрушен Данил —обладатель премии губернатора для поддержки талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование», неоднократный призёр конкурсов и фестивалей международного и всероссийского уровней.

Большая роль в формировании и дальнейшем развитии коллектива принадлежит родителям. Именно от взаимоотношений между педагогами и родителями зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Они помощники в организации культурного досуга, воспитательных мероприятий, основные спонсоры поездок коллектива на конкурсы и фестивали. Традиционными стали «Рождественские встречи с родителями», которые проводятся на зимних каникулах.

Педагоги комплексной структуры постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство и щедро делятся опытом с коллегами, проводя творческие площадки, открытые занятия и мастер-классы по музыкальному исполнительству и хореографическому искусству.

ФЭШ «Уральские узоры» — это родник жизни, начало жизненного пути маленького человека. Живое общение с музыкой и танцами, использование интересных атрибутов и музыкальных инструментов, элементов пластического интонирования — всё это помогает узнать много нового и интересного, погрузиться в удивительный мир искусства.
Главная задача наших педагогов — сделать это начало ярким, творческим, успешным. В своей деятельности они следуют словам великого Сократа: «В каждом человеке — солнце, дайте ему светить».

Комментарии закрыты.